company logo

Педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
30.09.2011 17:30

План.
1.    Актуальность темы педсовета
2.    Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию
3.    Патриотическое воспитание в программе «Радуга»
4.    Отчёт воспитателей по патриотическому воспитанию детей в своей группе
5.    Анализ планирования работы по патриотическому воспитании
6.    Обзор программ патриотического воспитания детей
7.    Итоги смотра-конкурса «Уголок краеведения Юный костромич»
8.    Решение

Ход педсовета
1. Академик Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.
2. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г.
Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
На основе федерального документа были разработаны региональные: закон Костромской области об областной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Костромской области», от 27.06.2002 г.; областная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Костромской области»
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
3. Что такое патриотическое воспитание?
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
В программе «Радуга» раздела по патриотическому воспитанию нет.
Формирование любви к Родине:
•    в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира
•    в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка
•    в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.
•    «Наследие» М.Ю.Новицкой
•    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
•    система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
•    «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
•    «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
•    «Мир детства» г. Оренбург
•    «Росток» г. Челябинск
•    «Живой родник» г. Северск и др.
4. Что включает в себя работа по патриотическому воспитанию. Как эта работа проходит в вашей группе (пути решения задач по патриотическому воспитанию, формы работы с детьми)
Отчёт воспитателей о проделанной за учебный год работе.
5. Анализ календарного и перспективного планирования работы по патриотическому воспитанию детей.
(Прилагается)
6. Но чтобы правильно спланировать работу на перспективу, нужно, конечно же, выбрать программу, по которой наш детский сад будет работать в дальнейшем.
Сейчас познакомимся с некоторыми из них.
1.    Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России» (воспитатель Н.Н.Щербакова)
2.    Программа нравственно-патриотического воспитания «Мой родной дом» (воспитатель Зверева М.И.)
3.    Н. В. Алёшина. Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников» (воспитатель Е. Н. Алаева)
Но патриотическое воспитание – это, конечно же, и региональный компонент. Все представленные выше программы предполагают занятия с детьми, которые включают разную по объёму информацию о народах стран и мира, знакомят с проблемами национального и межнационального воспитания.
Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. Поэтому мы сейчас познакомимся с ещё одной программой:
4.    Региональная программа «Юный костромич» (ст. воспитатель О. В. Матросова)
7. Итоги смотра-конкурса уголков краеведения
8. Решение
1.    Внедрить в воспитательно-образовательный процесс программы:
• «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
• Региональную программу «Юный костромич»
2.    Пересмотреть перспективное планирование на 2008-2009 уч. год, включить в план занятия по краеведении согласно возрастной группы
срок: к 01.08.08
ответственные: ст. воспитатель
3.    Обобщить практический материал по краеведению для работы педагогам
срок: к 01.08.08
ответственные: ст. воспитатель
4.    Вернисаж детского рисунка «Город, в котором я живу»
срок: 02.06.08
ответственные: воспитатели старших и подготовительной групп;
ст. воспитатель
5.    Оформление «Комнаты русского быта»
срок: 01.09.08
ответственные: ст. воспитатель
муз. руководитель

Анализ календарного и перспективного планирования работы по патриотическому воспитанию детей.

1. Ранний возраст (группы № 1, 7, 8, 12)
Патриотическое воспитание идёт через ознакомление с ближайшим окружением, т.е. с теми предметами, что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние животные. Во всех группах планируется работа по приобщению детей к народному фольклору. Детей знакомят с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками. Планируются дидактические игры с целью закрепления понятий овощи-фрукты, домашние, дикие животные. Ознакомление детей с домашними, дикими животными происходит через рассматривание картин, иллюстраций. В группе № 1 планируются народные игры.
Сравнивая календарный и перспективный планы можно заметить, что не все запланированные в перспективном плане занятия планировались в календарном плане. Так, например, в группе № 8 занятия по ознакомлению детей с фольклором заменялись на занятия с другой тематикой.
2. Младший дошкольный возраст (группы № 4, 11)
В перспективном плане запланированы занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Но не всегда совпадают занятия перспективного и календарного планов. Так, в группе № 11, вместо 4 занятий по перспективному плану запланировано в календарном плане 1 занятие. И такая нестыковка происходит ежемесячно. Занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры заменяются на занятия с другой тематикой.
Большая работа планируется по ознакомлению детей с народным фольклором: потешки, русские народные песенки, русские народные сказки, загадки; по ознакомлению детей с природой родного края (занятия по экологии), с животными домашними и дикими лесными; народными играми.
3. Средний дошкольный возраст (группы № 3, 10)
В перспективном плане отражена работа по приобщению детей к истокам народной культуры, по ознакомлению детей с родной природой, с домашними и дикими животными (занятия по экологии). Не отражена работа по ознакомлению детей с родным городом, страной, с символикой. Этого нет и в календарном плане.
Но всё же воспитатели групп иногда планировали ознакомление детей со своей семьёй («Сладкие вечера», Утро радостных встреч)
4. Старшие группы (№ 5, 6)
Согласно перспективному плану занятий по краеведению запланировано всего 4. Все они отражены и в календарных планах воспитателей. Так же в совместной деятельности планировалась индивидуальная работа с детьми (например, беседа «Расскажи о своей семье»); знакомство с костромским поэтом Кодряном, с его стихами; ознакомление детей с русским фольклором, народными играми; проводилась выставка рисунков о Костроме.
5. Подготовительная к школе группа № 2.
В перспективном плане запланирована работа по ознакомлению детей с родным городом, страной. Всё это отражено и в календарном плане. Планируются как специально организованные занятия, так и работа самостоятельная детей и совместная воспитателей и детей. Детей знакомили с родной семьёй, составлялось генеалогическое дерево семьи, составлялась книга своей семьи, фотоальбомы «Моя семья».

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по патриотическому воспитанию в планах отражена однобоко, не систематически, т.е. нарушены дидактические принципы (поэтапность, систематичность, последовательность и др.) Краеведение практически отсутствует. Работа по краеведению носит не целостный характер, а представляет собой эпизодические включения в воспитательно-образовательный процесс.
Причины:
1.    Недостаточно правильно составлен план (отсутствует региональный компонент)
2.    Недостаточность систематизированного материала по ознакомлению детей с родным краем
3.    Недостаточность знаний у самих педагогов по истории и развитию Костромы и Костромской области.

 


Работает на Joomla!. Designed by: shared web hosting reseller hosting forums Valid XHTML and CSS.

 

Любое копирование материала в коммерческих целях запрещено. Авторские права на материалы принадлежат проекту fordetsad.ru.

Материалы, принадлежащие проекту fordetsad.ru, разрешено цитировать при условии указания активной гиперссылки на fordetsad.ru.

Полное заимствование материалов является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия Администрации сайта fordetsad.ru.

С Уважением, Администрация сайта fordetsad.ru.